25.11.2019
Учредитель погашает долги фирмы
В настоящее время сложилась такая практика, когда учредитель перекупает долг своей фирмы и затем прощает его. Существуют различные варианты прощения долгов собственниками своим фирмам, но не все они являются привлекательными.
Гражданское законодательство РФ не содержит запретов на прощение долгов учредителями юридических лиц, но при этом существуют налоговые последствия таких «подарков».
В настоящей статье рассматривается ситуация, когда учредитель (физическое лицо) перекупает долг своей фирмы у третьего лица (кредитора), либо переводит долг своей фирмы на себя. Позже учредитель принимает решение об увеличении уставного капитала за счет дополнительного вклада, и произвести взаимозачет задолженности перед учредителем и задолженности учредителя по вкладу.
С юридической точки зрения основания для запрета на проведение указанных выше операций отсутствуют. Но выгодно ли это с точки зрения налоговых последствий, не увеличивает ли налоговую нагрузку на ООО и учредителя? Давайте разберёмся.
Доход ООО в виде получения имущества, имущественных прав или неимущественных прав, имеющих денежную оценку, которые получены в виде взносов (вкладов) в уставный (складочный) капитал, при определении налоговой базы в целях налогообложения прибыли не учитывается на основании пп. 3 п. 1 ст. 251 НК РФ (при применении упрощенной системы налогообложения не учитывается в составе налоговой базы на основании пп. 1 п. 1.1. ст. 346.15 НК РФ).
При определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ (п. 1 ст. 210 НК РФ).
Согласно ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для целей уплаты налога на доходы физических лиц в соответствии с главой 23 НК РФ.
Таким образом, доход у физического лица - нового кредитора возникнет в момент погашения задолженности должником (ООО) перед ним.
Аналогичная позиция была изложена Минфином России в своем письме от 29.01.2018 № 03-04-05/4962).
В рамках рассматриваемой ситуации датой получения налогооблагаемого НДФЛ дохода физического лица (учредителя) будет признаваться дата проведения взаимозачета (пп. 4 п. 1 ст. 223 НК РФ).
ООО, выплачивая долг по договору цессии физическому лицу (новому кредитору), в неденежной форме будет признаваться налоговым агентом по НДФЛ в соответствии с п. 1 ст. 226 НК РФ.
При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.
В данном случае физическое лицо будет обязано уплатить налог в бюджет не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим периодом на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога (п. 6 ст. 228 НК РФ).
Обращаем внимание!
Минфин РФ неоднократно указывал на то, что возможность учета при определении налоговой базы физического лица расходов, понесенных им в связи с приобретением права требования, принадлежащего кредитору, ст. ст. 218 - 221 НК РФ не предусмотрена. Следовательно, в налоговую базу следует включать всю сумму, поступившую физическому лицу от организации-должника (письма Минфина РФ от 13.03.2018 № 03-04-05/15204, от 13.02.2017 № 03-04-06/7836, 07.12.2011 № 03-04-05/3-1013).
Однако ФНС России в письме от 09.02.2016 № БС-4-11/1889@ признала возможным уменьшить доходы от погашения долга на сумму расходов, связанных с покупкой такого права.
Данный вывод налоговой службы основывается на позиции Президиума Верховного суда РФ, изложенной в Постановлении от 22.07.2015 № 8-ПВ15.
По мнению Президиума Верховного суда РФ в связи с отсутствием законодательно установленных норм, регламентирующих порядок определения налоговой базы при переуступке права требования по договорам займа, при определении дохода должны учитываться нормы ст. 41 НК РФ. Согласно ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц» (гл. 23 НК РФ), «Налог на прибыль организаций» (гл. 25 НК РФ). В результате суд пришел к выводу, что налоговой базой по таким договорам будет являться экономическая выгода, определяемая как разница между выручкой, полученной по договору уступки права требования, и суммой платежа, на основании которого такое право приобретено.
По нашему мнению, указанную позицию можно применить и в рассматриваемом случае. Однако, учитывая отсутствие в гл. 23 НК РФ прямой нормы, позволяющей учитывать при определении налоговой базы по НДФЛ расходы, понесенные налогоплательщиком при приобретении права требования, а также противоречивую позицию контролирующих органов, налоговый агент должен исчислить сумму НДФЛ без учета расходов, понесенных физическим лицом - цессионарием.
Расходы, понесенные в связи приобретением права требования, физическое лицо может заявить путем подачи налоговой декларации по форме 3-НДФЛ за налоговый период, в котором им был получен доход от ООО. При этом факт осуществления расходов должен быть подтвержден документально. Такими документами будет являться не только договор цессии (уступки права (требования) долга), но и платежные и иные документы, свидетельствующие о расчетах физического лица с прежним кредитором.
Таким образом, если руководствоваться вариантом, который минимизирует риск претензий со стороны контролирующих органов, то ООО по итогам года представляет данные в налоговый орган по месту своего учета о том, что не смогло удержать НДФЛ у физического лица (учредителя) при выплате ему долга путем взаимозачета (в не денежной форме), купленного последним у третьего лица.
В свою очередь физическое лицо представляет в налоговый орган по месту жительства (регистрации) декларацию по форме 3-НДФЛ за год, в котором был произведен зачет, к декларации необходимо приложить документы, подтверждающие несение расходов по договору цессии. В случае, если согласно данным декларации у физического лица будет налог к уплате, то заплатить его необходимо будет не позднее 15 июля года, следующего за годом, за который исчислен налог.