13.11.2018
Применение ККТ при продаже товара в кредит
Контрольно-кассовая техника (далее – ККТ) применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных законом (п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее – Закон № 54-ФЗ)).Значительные изменения в Закон № 54-ФЗ за последние 2 года вносились 2 законами, а именно: Федеральным законом от 03.07.2016 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 290-ФЗ) и Федеральным законом от 03.07.2018 № 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 192-ФЗ). При внесении изменений в Закон № 54-ФЗ поменялись не только его положения, но даже и его наименование. До внесения изменений Законом № 290-ФЗ Закон № 54-ФЗ назывался «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», с 15.07.2016 Закон № 54-ФЗ стал называться «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа». Законом № 192-ФЗ наименование Закона № 54-ФЗ изменено на существующее - «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации».
Законом № 290-ФЗ было внесено изменение в определение расчетов, согласно которым расчетами являются прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа. Законом № 192-ФЗ уточнено, что расчетами являются прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке.
Согласно абз. 18 ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ в действующей редакции для целей Закона № 54-ФЗ расчеты – прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. В целях Закона № 54-ФЗ под расчетами понимаются также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.
Таким образом, расчеты, при которых необходимо применять ККТ – это не только прием (получение) и выплата наличных денежных средств, но и получение денежных средств в безналичном порядке за товары, работы, услуги.
Согласно п. 9 ст. 7 Закона № 290-ФЗ, в случае если организации или индивидуальные предприниматели, в соответствии с Законом № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 290-ФЗ), вправе не применять ККТ, такое право сохраняется за ними до 01.07.2018.
Пунктом 4 ст. 4 Закона № 192-ФЗ предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении расчетов с физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями, в безналичном порядке (за исключением расчетов с использованием электронных средств платежа), расчетов при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капитальный ремонт, при осуществлении зачета и возврата предварительной оплаты и (или) авансов, при предоставлении займов для оплаты товаров, работ, услуг, при предоставлении или получении иного встречного предоставления за товары, работы, услуги вправе не применять контрольно-кассовую технику и не выдавать (направлять) бланки строгой отчетности до 1 июля 2019 года.
Определение «электронное средство платежа» в Законе № 54-ФЗ отсутствует, но данное определение приведено в ч. 19 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее – Закон № 161-ФЗ). Согласно Закону № 161-ФЗ электронное средство платежа – это средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.
Минфин РФ в своих письмах неоднократно указывал, что оплата товаров, работ, услуг покупателями (клиентами) – физическими лицами посредством подачи поручений (распоряжений) кредитному учреждению о переводе денежных средств в пользу организации (индивидуального предпринимателя) является оплатой с применением электронных средств платежа, при которой обязательно применение ККТ в соответствии с Законом № 54-ФЗ в редакции Закона № 290-ФЗ (см, например, Письмо Минфина России от 15.08.2017 № 03-01-15/52356, Письмо Минфина России от 15.06.2018 № 03-01-15/41183).
Пунктом 5.1 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств (утв. 19.06.2012 № 383-П Банком России) (далее – Положение), установлено, что при расчетах платежными поручениями банк плательщика обязуется осуществить перевод денежных средств по банковскому счету плательщика или без открытия банковского счета плательщика – физического лица получателю средств, указанному в распоряжении плательщика.
Пунктом 1.9 Положения определено, что перевод денежных средств осуществляется банками по распоряжениям клиентов, взыскателей средств, банков (далее - отправители распоряжений) в электронном виде, в том числе с использованием электронных средств платежа, или на бумажных носителях.
То есть, по мнению Минфина РФ, оплатой электронными средствами платежа является как оплата через банк-клиент, так и оплата через банк путем внесения денежных средств на расчетный счет Общества через операциониста банка, и как следствие, при такой оплате обязанность по применению ККТ у получателя денежных средств возникает с 01.07.2018. Соответственно, исключение, предусмотренное п. 4 ст. 4 Закона № 192-ФЗ, в данном случае не применимо.
Данный вывод, на наш взгляд, является сомнительным, так как оплата через банк без открытия счета с последующим зачислением денежных средств на расчетный счет не требует со стороны плательщика передачи распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, а также иных технических устройств. И, по нашему мнению, данный случай подпадает под положения п. 4 ст. 4 Закона № 192-ФЗ, соответственно при таких расчетах получатель денежных средств обязан использовать ККТ с 01.07.2019.
Но в рассматриваемой ситуации денежные средства поступают в качестве оплаты на расчетный счет не посредством внесения наличных денежных средств через операциониста банка, а именно путем открытия банком физическому лицу счета, с которого по его распоряжению денежные средства перечисляются на оплату товара.
Обращаем внимание, что ч. 2 ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена ответственность за неприменение ККТ в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях. Штраф, предусмотренный ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ составляет: для должностных лиц – от ¼ до ½ размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 рублей; на юридических лиц – от ¾ до 1 размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 000 рублей.