Подтверждение нулевой ставки НДС при торговле с ЕС через ЕАЭС 16.12.2022

Подтверждение нулевой ставки НДС при торговле с ЕС через ЕАЭС

Настоящая статья посвящена вопросам налогообложения НДС у российской компании, когда покупателем является иностранная компания, не являющаяся резидентом государства-члена Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), но поставка товара фактически осуществляется на территорию государства-члена ЕАЭС.

Напомним, что государствами-членами ЕАЭС являются Российская Федерация, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика.

Между указанными государствами заключен Договор о Евразийском экономическом союзе, подписанном в г. Астане 29.05.2014 (далее – Договор ЕАЭС).

В соответствии с п. 1 ст. 72 Договора ЕАЭС взимание косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров осуществляются согласно Протоколу, утвержденному Приложением № 18 Договора ЕАЭС (далее - Протокол).

В рамках Договора ЕАЭС в целях взимания косвенных налогов под «экспортом товаров» понимается вывоз товаров, реализуемых налогоплательщиком, с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена, вне зависимости от того, между кем заключен договор поставки (п. 2 Протокола).


Рассмотрим порядок налогообложения у российского поставщика на следующем примере.

Заключен договор поставки товара, где поставщиком является российская организация (плательщик НДС), а покупателем товара является резидент страны ЕС (например, Германия), то есть третьей страны, не являющейся государством-членом ЕАЭС. Покупатель (резидент Германии) далее реализует указанный товар своему покупателю – резиденту государства-члена ЕАЭС. В договоре поставки между российской и немецкой организациями указано, что товар доставляется на территорию государства-члена ЕАЭС покупателю резидента Германии.

 

Как видим из описания ситуации происходит экспорт товара с территории Российской Федерации на территорию государства-члена ЕАЭС. В этом случае, у российской организации при реализации товара в части исчисления НДС применяется ставка 0% (п. 3 Протокола, пп. 1.1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ)).

Пакет документов, который представляется одновременно с декларацией для подтверждения нулевой ставки НДС устанавливается п. 4 Протокола.

По общим правилам, это:

  • контракт, где указано место доставки;

  • выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера, если иное не предусмотрено законодательством государства-члена;

  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме, предусмотренной отдельным международным межведомственным договором, с отметкой налогового органа государства-члена, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) (далее - заявление) (на бумажном носителе в оригинале или в копии по усмотрению налоговых органов государств-членов) либо перечень заявлений (на бумажном носителе или в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика);

  • транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, предусмотренные законодательством государства-члена, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена;

  • иные документы, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки НДС и (или) освобождения от уплаты акцизов, предусмотренные законодательством государства-члена, с территории которого экспортированы товары.

Напомним, что НК РФ не предусмотрено предоставление банковской выписки для подтверждения ставки 0%, соответственно и при экспорте товаров российской организацией на территорию государства-члена ЕАЭС ее предоставлять не нужно (Письмо Минфина РФ от 13.11.2018 № 03-07-13/1/81506).

В случае представления в инспекцию в электронной форме перечня заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов транспортные (товаросопроводительные) и (или) иные документы, подтверждающие перемещение товаров с территории Российской Федерации на территорию государства-члена ЕАЭС, (п. 1.3 ст. 165 НК РФ, пп. 3, 4 п. 4 Протокола, Письма Минфина РФ от 27.01.2022 № 03-07-08/5275, от 03.02.2020 № 03-07-08/6326).

 

Как выше указано, одним из основных документов, на основании которого российская организация – экспортер подтверждает право на применение ставки НДС в размере 0%, является заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.

В соответствии с п. 13 Протокола установлено, что уплату НДС производит налогоплательщик – собственник товаров государства-члена ЕАЭС, на территорию которого осуществлен ввоз товаров. В рамках применения положений Протокола, собственником товаров признается лицо, которое обладает правом собственности на товары или к которому переход права собственности на товары предусматривается договором (контрактом). Уплата налога осуществляется, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных п. п. 13.1 - 13.5 Протокола.

В частности, п. 13.5 Протокола установлено, что если товары приобретаются на основании договора (контракта) между налогоплательщиком одного государства-члена и налогоплательщиком государства, не являющегося членом ЕАЭС, и при этом товары импортируются с территории другого государства-члена, косвенные налоги уплачиваются налогоплательщиком государства-члена, на территорию которого импортированы товары, собственником товаров либо, если это предусмотрено законодательством государства-члена, - комиссионером, поверенным или агентом (в случае если товары будут реализованы через комиссионера, поверенного или агента).

То есть, уплату НДС будет производить покупатель резидента Германии, т.к. в конечном итоге именно он станет собственником товара, поставляемого российской организацией по договору поставки с немецкой организацией.

В заявлении налогоплательщик государства-члена ЕАЭС должен указать как своего поставщика-резидента Германии, так и российского поставщика товаров. Информация о российской организации-поставщике резидента Германии может быть указана в самом договоре между резидентом Германии и налогоплательщиком государства-члена ЕАЭС (покупателем резидента Германии). В случае если в договоре, на основании которого налогоплательщик государства-члена ЕАЭС приобретает товар у резидента Германии, информация о российской организации отсутствует, то немецкий поставщик должен предоставить своему покупателю информационное сообщение, подписанное руководителем и заверенное печатью организации, со следующими сведениями о российском экспортере (пп. 6 п. 20 Протокола):

  • ИНН;
  • полное наименование;
  • место нахождения;
  • номер и дата договора (контракта);
  • номер и дата спецификации.

 

Указанное информационное сообщение налогоплательщик государства-члена ЕАЭС (покупатель резидента Германии) должен представить вместе с заявление о ввозе в налоговый орган по месту учета.

Форма (Приложение № 1) и Порядок заполнения заявления (Приложение № 2) утверждены Протоколом от 11.12.2009 «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов».

Согласно п. 4 Порядка заполнения заявления в рассматриваемой нами ситуации, налогоплательщик в заявлении о ввозе должен указать:

  • в строке 08 информацию о российской организации;
  • в строке 09 информацию о своем поставщике - резиденте Германии;
  • в строках 10 и 11 указываются коды государств, налогоплательщиками которых являются указанные лица;
  • в строке 12 отражаются реквизиты договора между российской организацией и резидентом Германии.

 

Обращаем внимание! По общим правилам, с 2018 года экспортеры вправе отказаться от применения нулевой ставки представив заявление в налоговый орган по месту своего учета не позднее 1-го числа налогового периода (п. 7 ст. 164 НК РФ). Однако данное право не распространяется на экспортные операции в рамках ЕАЭС, т.к. Протоколом аналогичного условия не предусмотрено (Письмо Минфина РФ от 09.01.2019 № 03-07-13/1/24).

 

И следует отметить, что в рамках рассматриваемого примера, российская организация должна также представить статистическую форму в таможенный орган не позднее 10-го рабочего дня календарного месяца, следующего за календарным месяцем, в котором произведена отгрузка товаров (п. 9 Правил заполнения статистической формы учета перемещения товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19.06.2020 № 891). Это вызвано тем, что согласно положениям пп. 5 п. 1 ст. 25 Договора о ЕАЭС, ст. 5 Таможенного кодекса ЕАЭС осуществляется свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного), за исключением случаев, предусмотренных Договором ЕАЭС.

При этом в рамках взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС ведется на основании сведений, указанных в статистической форме учета перемещения товаров и в иных источниках информации. Российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары вывозятся из РФ на территорию государства - члена ЕАЭС, а при отсутствии такой сделки - российское лицо, которое имело на момент отгрузки товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности (п. 2 ст. 278 Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 19.06.2020 № 891).

Вы можете заказать налоговую консультацию по уникальным ситуациям Вашего бизнеса.


Возврат к списку