10.12.2018
Как соотносятся пребывание водителя в автомобиле и время управления автомобилем
Время пребывания водителя в автомобиле, в данном случае, относится к рабочему времени водителя согласно конкретному заданию работодателя по времени на движение и стоянку автомобиля при осуществлении междугородней перевозки.Пунктом 5 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15 (далее - Положение № 15) предусмотрено, что на междугородных перевозках при направлении водителей в дальние рейсы, при которых водитель за установленную графиком работы (сменности) продолжительность ежедневной работы не может вернуться к постоянному месту работы, работодатель устанавливает водителю задание по времени на движение и стоянку автомобиля с учетом норм Положения № 15.
Согласно абз. 2 п. 10 Положения № 15, если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два и более водителей. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.
При этом в соответствии с п. 22 Положения № 15, время присутствия на рабочем месте водителя, осуществляющего междугороднюю перевозку, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей засчитывается ему в рабочее время в размере не менее 50 процентов. Конкретная продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух и более водителей, засчитываемого в рабочее время, устанавливается работодателем с учетом мнения представительного органа работников организации.
В абз. 1 п. 10 Положения № 15 говорится о том, что в случае, когда при осуществлении междугородней перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов при условии, если не превышается время управления автомобилем, предусмотренное п. 16 и п. 17 Положения № 15.
Из п. 16 и п. 17 Положения № 15 следует, что по общему правилу время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов, а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов.
Исключением является тот случай, когда при суммированном учете рабочего времени время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю.
Соответственно, в абз. 2 п. 10 Положения № 15 законодатель хотел сказать о том, что в случае осуществления междугородней перевозки, при которой требуется непрерывное управление автомобилем в течение более 12 часов, чтобы груз или пассажиры были доставлены вовремя, для того чтобы не нарушать норму по времени управления автомобилем водителя в количестве 9 часов в течение смены, в рейс направляются 2 водителя и автомобиль должен быть оборудован спальным местом.
В абз. 2 п. 10 Положения № 15 время пребывания водителя в автомобиле рассматривается как рабочее время водителя согласно конкретному заданию работодателя по времени на движение и стоянку автомобиля при осуществлении междугородней перевозки, при этом, время управления водителем (каждым из водителей) автомобилем не должно превышать установленной нормы в 8 или 9 часов.