Закупка МУП электроэнергии 17.12.2018

Закупка МУП электроэнергии

Федеральным законом от 03.07.2016 № 321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц» с 01.01.2017 установлена обязанность для государственных и муниципальных унитарных предприятий осуществлять закупочную деятельность в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ).
Государственные и муниципальные унитарные предприятия являются заказчиками по смыслу Закона № 44-ФЗ и могут пользоваться правом осуществления закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) в случаях, установленных ч. 2.1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ. Также, в соответствии с пп. «в» п. 5 ч. 2 ст.1 Закона № 223-ФЗ муниципальные унитарные предприятия вправе осуществлять закупку в соответствии с Законом № 223-ФЗ, если закупка осуществляется без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Закон № 223-ФЗ устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями при наличии правового акта, утвержденного в соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона № 223-ФЗ и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона № 223-ФЗ.
В соответствии с п. 8 ч. 4 ст. 1 Закона № 223-ФЗ к сфере регулирования Закона № 223 ФЗ не относятся отношения, связанные с заключением и исполнением договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, являющихся обязательными для участников рынка обращения электрической энергии и (или) мощности.
Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон № 35-ФЗ) регламентирует правовые основы функционирования оптового и розничных рынков электрической энергии. В соответствии с п. 2 ст. 37 Закона № 35-ФЗ гарантирующий поставщик является основным поставщиком электроэнергии на соответствующей территории и обязан заключить договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) с любым обратившимся к нему физическим или юридическим лицом в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в границах его зоны деятельности.
То есть, если поставщиком электрической энергии по договору купли-продажи электрической энергии выступает гарантирующий поставщик, заключение такого договора с обратившимся к нему физическим или юридическим лицом в отношении энергопринимающих устройств, расположенных в зоне деятельности гарантирующего поставщика, является обязательным для гарантирующего поставщика.
Таким образом, если МУП будет проводить закупку электроэнергии у гарантирующего поставщика, предметом которой является поставка электроэнергии, то данная закупка должна будет проводиться в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ.
Пунктом 29 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ предусмотрено право заказчика осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае заключения договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии.
При заключении договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком заказчику не нужно обосновывать целесообразность закупки за неконкурентным способом.
Закон № 35-ФЗ определяет, что деятельность по продаже произведенной и (или) приобретенной электрической энергии, осуществляемая на розничных рынках в пределах Единой энергетической системы России и на территориях, технологическое соединение которых с Единой энергетической системой России отсутствует (энергосбытовая деятельность), вправе осуществлять энергосбытовые организации.
Согласно положениям Закона № 35-ФЗ гарантирующим поставщиком электрической энергии является энергосбытовая коммерческая организация, которой в соответствии с законодательством Российской Федерации присвоен статус гарантирующего поставщика, которая осуществляет энергосбытовую деятельность и обязана в соответствии с Законом № 35-ФЗ заключить договор энергоснабжения, договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от своего имени или от имени потребителя электрической энергии и в интересах указанного потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию.
Согласно определению, данному в ст. 3 Закона № 35-ФЗ энергосбытовые организации – организации, осуществляющие энергосбытовую деятельность.
В соответствии со ст. 37 Закона № 35-ФЗ субъектами розничных рынков являются потребители электрической энергии. Потребители электрической энергии – лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд (абз. 5 ст. 3 Закона № 35-ФЗ).
То есть, гарантирующий поставщик не единственный, с кем может быть заключен договор на поставку электроэнергии для производственных нужд.
Ни положения Закона № 35-ФЗ, ни положения Закона № 44-ФЗ и Закона № 223-ФЗ, равно как и положения Бюджетного кодекса РФ не обязывают заключать муниципальные унитарные предприятия договоры на поставку электроэнергии исключительно с гарантирующим поставщиком электрической энергии.
Таким образом, муниципальное унитарное предприятие вправе заключить договор на поставку электрической энергии с энегосбытовой организацией, не являющейся гарантирующим поставщиком и, соответственно, осуществляющей продажу произведенной и (или) приобретенной электрической энергии, на розничных рынках в пределах Единой энергетической системы России и на территориях, технологическое соединение которых с Единой энергетической системой России отсутствует. На негарантирующего поставщика ограничения, предусмотренные п. 8 ч. 4 ст. 1 Закона № 223-ФЗ не распространяются, так как для него заключение и исполнение договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, не является обязательным.

Муниципальное унитарное предприятие вправе заключить договор с неоптовым поставщиком электроэнергии, конкурентным образом, в соответствии с Законом № 223-ФЗ, в случаях, установленных ч. 2.1 ст. 15 Закона № 44-ФЗ, а также если закупка осуществляется без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (пп. «в» п. 5 ч. 2 ст.1 Закона № 223-ФЗ). Для осуществления закупки муниципальным унитарным предприятием в рамках Закона № 223-ФЗ у предприятия должно быть утвержденное положение о закупках, размещенное до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона № 223-ФЗ. В соответствии с ч. 13 ст. 8 Закона № 223-ФЗ муниципальные унитарные предприятия вправе осуществлять закупки в соответствии с Законом № 223-ФЗ после размещения положения о закупке и плана закупки в единой информационной системе.
В указанном случае закупка у негарантирующего поставщика должна осуществляться в соответствии с вышеуказанным положением.
Если у муниципального унитарного предприятие отсутствует положение о закупке, размещенное в единой информационной системе, то муниципальное унитарное предприятие обязано осуществлять закупку у негарантирующего поставщика в соответствии положениями Закона № 44-ФЗ.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 000 рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании указанного пункта, не должен превышать 2 000 000 рублей или не должен превышать 5 % совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 000 000 рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений.
В этой связи следует отметить, что п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ не содержит запрета на осуществление закупки в целях заключения договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии.
Если же указанная закупка по сумме не соответствует положению п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, то муниципальное унитарное предприятие обязано проводить закупку иным, конкурентным способом, предусмотренным Законом № 44-ФЗ (открытый конкурс, аукцион, проведение запроса котировок). При признание несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, запроса котировок, запроса предложений в соответствии с ч.  1 и 7 ст. 55, ч. 1 и 3 ст. 79, ч. 18 ст. 83 Закона № 44-ФЗ заказчик также вправе произвести закупку у негарантирующего поставщика как у единственного поставщика, в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Таким образом, муниципальное унитарное предприятие вправе заключить контракт на поставку электроэнергии с гарантирующим поставщиком, как с единственным поставщиком в соответствии с п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Муниципальное унитарное предприятие также вправе заключить договор с негарантирующим поставщиком на поставку электроэнергии в соответствии с Законом № 223-ФЗ при наличии утвержденного и размещенного в единой информационной системе положения о закупке. Закупка в данном случае будет осуществляться в соответствии с указанным положением, в том числе неконкурентным способом, если это предусмотрено положением о закупках.
При отсутствии утвержденного положения о закупке и размещенного в единой информационной системе муниципальное унитарное предприятие вправе заключить контракт с негарантирующим поставщиком на поставку электроэнергии в соответствии Закона № 44-ФЗ путем проведения открытого конкурса, аукциона, проведения запроса котировок.
Также возможно заключение договора в рамках Закона № 44-ФЗ как с единственным поставщиком, если закупка соответствует одному из приведенных критериев:
- п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ – осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 000 рублей. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать 2 000 000 рублей или не должен превышать 5 % совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 000 000 рублей;
- п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ – признание несостоявшимися открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, повторного конкурса, запроса котировок, запроса предложений в соответствии с ч. 1 и 7 ст. 55, ч. 1 и 3 ст. 79, ч. 18 ст. 83 Закона № 44-ФЗ.