ККТ при расчетах с физическими лицами в рамках договоров гражданско-правового характера 22.10.2018

ККТ при расчетах с физическими лицами в рамках договоров гражданско-правового характера

Контрольно-кассовая техника (далее – ККТ) применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных законом (п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (далее – Закон № 54-ФЗ)).

Значительные изменения в Закон № 54-ФЗ за последние 2 года вносились 2 законами, а именно: Федеральным законом от 03.07.2016 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 290-ФЗ) и Федеральным законом от 03.07.2018 № 192-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 192-ФЗ).

Согласно абз. 18 ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ в действующей редакции для целей Закона № 54-ФЗ расчеты – прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. В целях Закона № 54-ФЗ под расчетами понимаются также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

То есть, согласно абз. 18 ст. 1.1 Закона № 54-ФЗ в действующей редакции для целей Закона № 54-ФЗ расчеты – это не только прием (получение), но и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги.

Необходимо обратить внимание, что положения Закона № 54-ФЗ не выделяют отдельно аренду, как вид гражданско-правовых отношений, но в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) к услугам, в частности, относятся услуги по аренде автотранспортных средств, услуги по сдаче в аренду (внаем) собственного или арендованного недвижимого имущества. Минфин в части применения положений Закона № 54-ФЗ рассматривает аренду не в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ, а именно в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, говоря о том, что применение положений Закона № 54-ФЗ в том числе распространяется на арендные платежи и данный вывод принимается судами (см., например, Письмо Минфина России от 27.06.2018 № 03-01-15/45084, Определение Верховного Суда РФ от 14.04.2017 № 308-АД17-2687 по делу № А63-2494/2016).

Положения Закона № 54-ФЗ не содержат исключений в отношении работников получателя или плательщика денежных средств при расчетах за товары, работы, услуги.

Кроме, того, согласно разъяснениям ФНС России, погашение сотрудниками задолженности перед организацией за приобретенные товары, работы, услуги в форме удержания организацией из заработной платы сотрудников суммы платежей по обязательству образует природу термина «расчет» в понимании Закона № 54-ФЗ и, следовательно, требует применения контрольно-кассовой техники (см. Письмо ФНС России от 14.08.2018 № АС-4-20/15707).

НО! Необходимо обратить внимание, что выдача сотруднику организации заработной платы, материальной помощи и других выплат, а равно выдача денежных средств под отчет и возврат сотрудником в организацию неизрасходованных денежных средств, ранее выданных под отчет, не образуют природу расчета в смысле Закона № 54‑ФЗ и, следовательно, не требует применения ККТ (см.. Письмо ФНС России от 10.08.2018 № АС-4-20/15566@).

Согласно разъяснениям ФНС России при осуществлении организацией (индивидуальным предпринимателем) выплаты денежных средств физическому лицу в рамках обязательств по договору гражданско-правового характера, в том числе договору аренды, применение контрольно-кассовой техники и выдача кассового чека не производятся (см., например, Письмо ФНС России от 10.08.2018 № АС-4-20/15566@, Письмо ФНС России от 14.08.2018 № АС-4-20/15707).

Если деятельность организации или индивидуального предпринимателя направлена на приобретение товаров у физических лиц, в том числе с привлечением подотчетных лиц, и их дальнейшую реализацию, при осуществлении расчетов (выплат денежных средств физическому лицу за товар) у организации (индивидуального предпринимателя) возникает обязанность применения контрольно-кассовой техники и, соответственно, выдачи (направления) кассового чека (бланка строгой отчетности) (см., например, Письмо ФНС России от 14.08.2018 № АС-4-20/15707).

Таким образом, если плательщиком в рамках договоров оказания услуг, выполнения работ, приобретения товара или аренды является физическое лицо, независимо от того, является ли физическое лицо работником получателя платежа, Организация (индивидуальный предприниматель) обязано применять ККТ.

Если при осуществлении расчетов с физическим лицами, получателем платежа является физическое лицо, независимо от того, является ли физическое лицо работником получателя платежа, Организация (индивидуальный предприниматель) обязано применять ККТ, если деятельность Организации (индивидуального предпринимателя) направлена на приобретение товаров у физических лиц и их дальнейшую реализацию.

Законом № 290-ФЗ было внесено изменение в определение расчетов, согласно которым расчетами являются прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа. Законом № 192-ФЗ уточнено, что расчетами являются прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке.

При этом, согласно п. 9 ст. 7 Закона № 290-ФЗ, в случае если организации или индивидуальные предприниматели, в соответствии с Законом № 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 290-ФЗ), вправе не применять ККТ, такое право сохраняется за ними до 01.07.2018.

Пунктом 4 ст. 4 Закона № 192-ФЗ предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении расчетов с физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями, в безналичном порядке (за исключением расчетов с использованием электронных средств платежа), расчетов при приеме платы за жилое помещение и коммунальные услуги, включая взносы на капитальный ремонт, при осуществлении зачета и возврата предварительной оплаты и (или) авансов, при предоставлении займов для оплаты товаров, работ, услуг, при предоставлении или получении иного встречного предоставления за товары, работы, услуги вправе не применять контрольно-кассовую технику и не выдавать (направлять) бланки строгой отчетности до 1 июля 2019 года.

Определение «электронное средство платежа» в Законе № 54-ФЗ отсутствует, но данное определение приведено в ч. 19 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее – Закон № 161-ФЗ). Согласно Закону № 161-ФЗ электронное средство платежа – это средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.

Минфин РФ в своих письмах неоднократно указывал, что оплата товаров, работ, услуг покупателями (клиентами) – физическими лицами посредством подачи поручений (распоряжений) кредитному учреждению о переводе денежных средств в пользу организации (индивидуального предпринимателя) является оплатой с применением электронных средств платежа, при которой обязательно применение ККТ в соответствии с Законом № 54-ФЗ в редакции Закона № 290-ФЗ (см, например, Письмо Минфина России от 15.08.2017 № 03-01-15/52356, Письмо Минфина России от 15.06.2018 № 03-01-15/41183).

Пунктом 5.1 Положения о правилах осуществления перевода денежных средств (утв. 19.06.2012 № 383-П Банком России) (далее – Положение), установлено, что при расчетах платежными поручениями банк плательщика обязуется осуществить перевод денежных средств по банковскому счету плательщика или без открытия банковского счета плательщика – физического лица получателю средств, указанному в распоряжении плательщика.

Пунктом 1.9 Положения определено, что перевод денежных средств осуществляется банками по распоряжениям клиентов, взыскателей средств, банков (далее - отправители распоряжений) в электронном виде, в том числе с использованием электронных средств платежа, или на бумажных носителях.

То есть, по мнению Минфина, оплатой электронными средствами платежа является как оплата через банк-клиент, так и оплата через банк путем внесения денежных средств на расчетный счет Общества через операциониста банка, и как следствие, при такой оплате обязанность по применению ККТ у Общества возникает с 01.07.2018. Соответственно, исключение, предусмотренное п. 4 ст. 4 Закона № 192-ФЗ, в данном случае не применимо.

Данный вывод, на наш взгляд, является сомнительным, так как оплата через банк без открытия счета с последующим зачислением денежных средств на расчетный счет не требует со стороны плательщика передачи распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, а также иных технических устройств. И, по нашему мнению, данный случай подпадает под положения п. 4 ст. 4 Закона № 192-ФЗ, соответственно при таких расчетах Общество обязано использовать ККТ с 01.07.2019.

Частью 2 ст. 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена ответственность за неприменение ККТ в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях. Штраф, предусмотренный ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ составляет: для должностных лиц – от ¼ до ½ размера суммы расчета, осуществленного без применения ККТ, но не менее 10 000 рублей; на юридических лиц – от ¾ до 1 размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения ККТ, но не менее 30 000 рублей.

В случае выявления поступлений на расчетный счет Общества (индивидуального предпринимателя) денежных средств от физического лица, Обществу придется обосновывать контролирующим органам неприменение ККТ тем, что произведенный расчет осуществлен без применения электронных средств платежа, а при отсутствии возможности это определить Общество (индивидуальный предприниматель) и должностное лицо Общества будут привлечены к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ.

В данном случае рекомендуем провести работу с физическими лицами на предмет того, чтобы физические лица при оплате по гражданско-правовым договорам через операциониста банка просили у банка письменное подтверждение о том, что соответствующая оплата произведена без открытия счета путем предъявления денежных средств соответствующим физическим лицом кассиру-операционисту банка, то есть без применения электронных средств платежа. При наличии письменного подтверждения банка Общество (индивидуальный предприниматель) обязано будет применять ККТ при получении оплаты по договорам гражданско-правового характера, по безналичному расчету на расчетный счет с 01.07.2019.

При отсутствии подтверждения от банка о том, что оплата на расчетный счет произведена без применения электронных средств платежа, обязанность по применению ККТ возникает с 01.07.2018.